духовный храм земли вятской
В созвездии главных святынь России неугасимым светом
сияет далёкая звезда реки Великой - духовный храм земли
Вятской.
Храм этот отражает слияние творческого духа российских зодчих с могучей силой молитвенного единения паломников крестного хода. Во все времена осенял его своей благодатью образ святителя Николая. Помыслы созидателей храма вдохновляла прекрасная, яркая и живая традиция крестного хода.
Великорецкий крестный ход - многотрудный путь к храму. Словно в утешение расцвечивали его дивные церкви в больших и малых попутных сёлах, тихие часовни в лесных чащобах, направляя богомольца в пути, призывая колокольными перезвонами и пылающими ориентирами Божьих крестов на куполах к совершению укрепляющих молебнов.
На протяжении нескольких столетий складывалось
литургическое чинопоследование Великорецкого крестного хода,
формировалась уникальная градостроительная система, воплотившая
архитектурными символами сокровенное священнодействие.
В самом Великорецком был создан необыкновенный
храмовый комплекс, сосредоточивший несколько церквей - храм-город,
отражение Божьего Града. Вначале для явленного образа была возведена
деревянная часовня на месте обретения, затем церковь и погост,
вокруг которого и образовалось село Великая Река. Уже в конце XVII
века Великорецкое встречало крестный ход двумя деревянными церквями,
приютом для паломников, лавками. В 1749 году была построена первая
каменная Спасо-Преображенская церковь, а позднее отдельно стоящая
колокольня (1768), ставшие началом Великорецкого Града.
В конце XVIII века при первом губернском архитекторе
Ф. М. Рослякове начались значительные градостроительные
преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел
архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую
площадь - Град и весь прилегающий ландшафт. Были намечены очертания
Града: построены в камне Святые ворота, лавки и часть ограды.
Спланирована берёзовая аллея-проспект, соединившая Град с местом
явления образа на берегу реки Великой, где в 1800 году Ф. М.
Росляков возвел первую каменную Николаевскую часовню над святым
источником.
В первой трети XIX века зодчие петербургской школы Н.
А. Андреевский и С. Е. Дудин придали замыслам Рослякова столичный
градостроительный размах, классическую строгость, глубокий духовный
смысл. Весь комплекс подвергся масштабной реконструкции. Над святым
источником по проекту Н. А. Андреевского в 1828 году была построена
новая каменная часовня-ротонда. По новому замыслу Великорецкий
ансамбль в целом должен был стать архитектурным олицетворением
духовного храма Вятской земли.
Особое внимание было уделено архитектуре Града. Его
объемно- пространственное решение соответствовало каноническому
построению христианской церкви, поэтому Великорецкий Град в
сим-волическом выражении имел все ее части: стены, притвор,
помещения для молящихся, алтарь. Чет-кое выражение они получили как
в очертании плана, так и в предназначении зданий и сооружений. По
проекту С. Е. Дудина была построена каменная Николаевская
церковь-алтарь (1839); закончено строительство четырех каменных
домов для причта, торговых рядов у обширного гостиного двора с
приютом для паломников - стен, оградивших Град-Храм от мира сего.
Позже, старую колокольню заменила новая, вознесшаяся над притвором
Града-Храма (1874). Алтарем Град-Храм был обращен на восток, к свету
истины и добра, внешне он напоминал корабль, несущийся в
вечность.
Град, по замыслу архитекторов, по русской
градостроительной традиции, южным парадным фасадом был обращен к
Поклонной горе, где заканчивался путь паломников-богомольцев на
Великую. Осененные Божьими крестами, торжественной чередой выступали
навстречу трудникам его церкви. В небесном колокольном
перезвоне архитектурный ансамбль звучал величественно и вдохновенно. Град сей,
словно сойдя с "неба небес", не коснувшись земли, не нарушив
гармонии природы, парил в пространстве и времени. И замирало сердце
богомольца в упоении всеобъемлющей благодати. И в слезах радости
преклонял он колено месту святому, красоте рукотворной.
Великорецкий ансамбль создавался усилиями многих
замечательных строителей и талантливых архитекторов, среди которых:
Горынцевы, И.Д. Дюссар де Невиль, А.Е. Тимофеев, И.Т. Соловкин,
А.С. Андреев, В.М. Дружинин.
Взору тех, кто шел на Великую крестными ходами в конце
XIX века, одна за другой открывались многообразные картины-панорамы:
монументальные храмы в окружении строгих зданий и изящной ограды,
тихая светлая деревянная церквушка на древнем кладбище, уютный
больничный городок-приют, зеленая сень березовой аллеи-проспекта,
ясная классическая часовня над святым источником у благоговейно
почитаемого места явления чудотворной иконы. Людей поражали
достоинство архитектурного ансамбля, грандиозный размах
Великорецкого чуда.
Нынешнее Великорецкое - это прекрасные развалины.
Нарушено единство и целостность архитектурного
образа. Многое утрачено...
Но несокрушим духовный храм земли Вятской.
Пробуждается от забвения всеобщее внимание к Великорецкому. Снова
звонит колокол при встрече крестного хода. Вновь церковные и
светские власти заботятся о достоинстве и благолепии этого уголка
Вятской земли.
Губернатор Кировской области Владимир Нилович
Сергеенков, продолжая давние традиции вятских губернаторов,
постоянно опекает все виды деятельности по возрождению
Великорецкого. Высокопреосвященный Хрисанф, архиепископ Вятский и
Слободской, проявляет особую заботу и попечение о храмах на Великой.
На благое дело направлены усилия духовенства, ученых, архитекторов,
строителей, военных, студентов, школьников.
В 1999 году на месте явления образа святителя Николая
на Великой реке соединенными усилиями многих
радетелей вновь поднялись деревянные часовни над святым источником и купелью,
вознеслась часовня-алтарь. Восстановление этого священного места -
дело будущего и связано оно с возрождением всего Вятского края, да
и, пожалуй, всей России.
(Л.Б.
Безверхова. Из материалов сайта "Вятка-на-Сети",
Колокольня в Великорецком в начале XX века.
Смотрите также: