ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТЫХ
ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ
В
ИПАТЬЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ
Два
года назад, на Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви в
Москве, были причислены к лику православных
святых последний Российский Император
Николай II Александрович,
его супруга Императрица Александра
Федоровна и их дети: Царевич Алексий,
царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, -
зверски убиенные 17 июля 1918 года в
Екатеринбурге по приказу Ленина. Гибель
Царской Семьи означала конец 300-летней
истории Царского Дома Романовых – истории
славной и неразрывно связанной с величием
Российского государства, которое перед
катастрофой 1917 года было одной из ведущих
мировых держав.
А
началась история Царского Дома Романовых 14
(27) марта 1613 года в Ипатьевском монастыре,
когда на пустующий Российский Царский
Престол, по решению всенародного Земского
Собора, был призван юный Михаил Федорович
Романов. Присягу на верное служение
Отечеству и народу он принес в этот день
перед величайшей святыней – чудотворной
иконой Божией Матери Феодоровской, с 1263
года хранящейся в Костроме. С этого
времени Феодоровская икона Пресвятой
Богородицы стала покровительницей всей
Российской Державы, а царственные государи
неоднократно поклонялись ей в Костроме.
Именно Кострома в 1913 году была центром
общероссийских торжеств по случаю 300-летия
Царского Романовского Дома. Дважды за свое
царствование поклонялся Феодоровской
иконе и сам Государь Николай II с семьей. А рядом
со столицей империи, в Царском Селе под
Петербургом, построил он Феодоровский
государев собор, где также находилась
чтимая копия Феодоровской иконы. В
советское время, когда безбожниками
уничтожалось все, хоть как-то связанное с
последним Российским Государем, был
разорен и храм в Царском Селе, но ныне он
восстал из небытия, и в нем ведутся
реставрационные работы.
Вместе
с убиением Царской Семьи погрузилась на
много десятилетий во тьму и вся Россия.
Недаром сказано в Священном Писании: «Кто,
подняв руку на помазанника Господня,
останется ненаказанным?» (1 Цар. 26:9). Поэтому
прославление невинно убиенной Царской
Семьи в лике святых страстотерпцев можно
расценивать как акт покаяния за содеянное в
прошлом. Эта та отправная точка, откуда и
должно начаться возрождение великой России.
К
сожалению, до сих пор не возвращена
Православной Церкви колыбель Дома
Романовых – Свято-Троицкий Ипатьевский
монастырь. Несмотря на многочисленные
решения о передаче обители законному
историческому владельцу, руководство музея-заповедника
любыми путями старается затянуть этот
неизбежный процесс и порой идет даже на
откровенные провокации, старается любым
путем дискредитировать Церковь, постоянно
оскорбляет чувства православных верующих.
И это притом, что музею предоставлены новые
удобные помещения в центре города. Однако
пока выехал с территории монастыря
частично лишь отдел природы. Ситуацию можно
назвать вопиющей, поскольку не осталось уже
во всей России другого такого места, где бы
в церковном здании, а тем более в храме
располагалась бы антицерковная,
антирелигиозная музейная экспозиция. В
Ипатьевском же монастыре в храме святых
мучеников Хрисанфа и Дарьи находятся
экспонаты именно такого рода, там
базируется отдел истории революции в
Костромской области, а на месте Святого
Престола в алтаре храма стоит бюст
безбожника Ленина.
Собрано уже 20 тысяч
подписей о возвращении храма Православной
Церкви, но этот вопрос никак не решается.
Между тем монашеской общине и верующим
фактически негде молиться и совершать
богослужения. В их пользовании находится
лишь один очень маленький храм-усыпальница
в подклете Троицкого собора.
В
прошлом году Ипатьевский монастырь
посетила специальная государственная
комиссия, в составе которой были
представители Администрации Президента РФ,
Министерства культуры, Русской
Православной Церкви. По мнению комиссии,
нужно освободить обитель от чуждых ей по
духу музейных экспозиций и больше доверять
Православной Церкви, которая уже имеет
прекрасный опыт организации церковно-исторических
музеев в Троице-Сергиевой Лавре, в
Соловецком и Новодевичьем монастырях.
Возрождение в Ипатьевском монастыре
монашеской жизни и создание в нем
церковного историко-архитектурного музея,
несомненно, будет способствовать и
возрождению монастыря как общероссийского
духовно-культурного центра. Это станет
видимым знаком нашего уважения к памяти
предков, которые строили обитель как дом
молитвы и не могли себе даже представить, во
что обратят ее богоборцы в XX веке.
К сожалению, решения и рекомендации
комиссии до сих пор не выполняются, как и
предыдущие решения о возвращении
Ипатьевского монастыря Православной
Церкви.
17 июля, уже второй год подряд в Ипатьевском монастыре память Святых Царственных Страстотерпцев была отмечена церковной молитвой. В переполненном Троицком соборе обители Божественную Литургию в сослужении сонма духовенства как из Костромской, так и из других епархий, совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр. За Литургией Владыка Александр рукоположил в священный сан диакона выпускника Костромской Духовной Семинарии Андрея Лебедева.
В этот день в Ипатьевский монастырь многолюдным покаянным крестным ходом из Иваново была принесена чтимая икона Божией Матери «Державная», чудесно явленная, как известно, в день отстранения Государя Императора Николая II от Царского Престола. По окончании богослужения состоялся крестный ход с образом Царицы Небесной вокруг храма и славление Святых Царственных Страстотерпцев, после которого со словом проповеди к духовенству и верующим обратился Архиепископ Александр. Костромской Архипастырь отметил высоту мученического подвига Царской Семьи, их исключительную любовь к Богу и Отечеству как пример для подражания. Если и мы будем также любить Бога и свою Родину, то тогда Россия несомненно преодолеет последствия тяжкой революционной смуты XX века. В дар Ипатьевской обители в этот знаменательный день был преподнесен дар от Екатеринбургской епархии – камень от стен разрушенного Ипатьевского дома, в котором была расстреляна Царская Семья.
Иеродиакон Никита (Ефремов), Пресс-служба Костромской Епархии.
Смотрите также: