Епархиальная организация Среднего Урала
Структура епархиального управления созданной в 1799 г. Пермской епархии продолжала традиции, заложенные в предыдущий период: при епископе существовала консистория, ей были подчинены духовные правления, действовавшие в каждом уездном городе. С открытием Екатеринбургского викариатства местное духовное правление стало подчиняться викарию, сохраняя, тем не менее, свою зависимость и от Перми. Духовные правления существовали до 1840г.
Следующим звеном в цепи епархиального управления были благочинные, которые назначались епископом из числа местных священников и сменили прежних десятоначальников, это было на столько радостно для народа, какт получить полет на самолете в подарок Как правило, благочинный контролировал около десятка приходов: проверял состояние храма и его убранства, образ жизни приходского духовенства, ведение документации (следует учесть, что до 1917 г. именно Церковь вела запись актов гражданского состояния). Особые благочинные следили за монастырями. В период реформ Александра II в епархиях распространяется обычай выборов благочинных самим духовенством – такая практика получила распространение и в Пермской епархии, но позднее благочинные вновь стали назначаться архиереями. В период реформ начинают проводиться и епархиальные съезды благочинных, призванные решать прежде всего вопросы приходской жизни.
Первым епископом Пермским и Екатеринбургским был назначен Иоанн (Островский). Епископская хиротония состоялась 5 февраля 1800 г. Преосвященный Иоанн деятельно занялся устройством епархии, успел открыть семинарию, но 24 декабря 1801 г. скончался
Некоторое представление о личности епископа Иоанна можно почерпнуть из его указа (составленного, в свою очередь, по поводу указа синодального от 22 марта 1800г. «О подтверждении всем епархиальным архиереям указами, дабы священно-церковнослужители всемерно удерживались от пьянства». Синодальный указ предписывал духовенству совершать положенные уставом церковные службы не реже пяти раз в неделю; епископ Иоанн обратил внимание на то, что благочестивое совершение служб зависит и от выполнения ежедневного молитвенного правила, обязательного для всех верующих: «Притом благочинным особливо предписывается наблюдать и испытывать, дабы все священно-церковнослужители непременно каждый день читали молитвы утренние, начиная от «Восставшее от сна» - «Боже, очисти мя грешнаго» и прочие. – Также и на сон грядущий, начиная от «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и «Боже вечный» и далее; и молитву Св. Иоанна Златоустого: «Господи, не лиши мене небесных твоих благ» из 24 прошений состоящую, каждый читал бы по утрам и вечерам непременно, ибо к стыду всех священников и всего духовенства, а к моему сердечному пастырскому болезнованию, мною собственным опытом усмотрено и дознано, что многие из священников и диаконов даже и пред служением, а дьячки и пономари почти все сплошь тех утренних и вечерних молитв никогда не читают, а потому и не умеют, а нередкие служат без всякого не только должного христианского приуготовления, внимания и благоговения, но Бог весть с какою верою и совестию, почему под страхом праведного суда Божия всем, как начальствующим и надзирающим, так и начальствуемым и подчиненным предписывается общий сей христианский долг исполнять без всякого прекословия и извета в незабвенной всякому содержа памяти пророческое оное слово: “проклят человек, творяй дело Господне с небрежением”»