послание
архиепископа костромского и галичского
александра
по
случаю 350-ЛЕТНЕГО
ЮБИЛЕЯ
ИЛЬИНСКОГО ХРАМА ГРАДА КОСТРОМЫ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие
братья и сестры!
Сердечно
поздравляю вас с празднованием 350-летия
храма во имя пророка Божия Илии - одной из
святынь нашего богохранимого града!
Ильинская
церковь, воздвигнутая на высоком волжском
берегу, является одним из древнейших храмов
Костромы, сохранившихся до сего времени. В
ее истории отразились события скорбной для
Русского Православия эпохи церковного
раскола, последствия которого до сих пор не
уврачеваны духом христианского прощения и
любви. Построенная трудами и попечением
боярской семьи Морозовых в их вотчине,
церковь во имя святого пророка Божия Илии
впоследствии стала приходским храмом,
испытавшим и благословенные времена
духовного расцвета, и печальную годину
запустения. Многие поколения прихожан
здесь, под церковными сводами, возносили
молитву ко Господу и Пресвятой Богородице,
ко святым угодникам Божиим, испрашивали
благословенной помощи в добрых начинаниях,
совершали поминовение усопших сродников.
Однако
события XX столетия принесли храму и
почитавшим его верующим, по слову
ветхозаветного пророка, «плач, и стон, и
горе» (Иез. 2, 10); несмотря на все усилия
прихожан и совершавших здесь свое служение
пастырей - священников Константина
Алферова и Николая Росницкого, протоиерея
Николая Березовского - Ильинская церковь
претерпела закрытие. На многие годы в
стенах храма воцарилась «мерзость
запустения на святом месте» (Мф. 24, 15), было
подвергнуто поруганию церковное кладбище.
Только с началом новой эпохи истории
Русской Православной Церкви - в 1990 году -
Ильинский храм, находившийся в
полуразрушенном состоянии, обрел свое
прежнее духовное значение; его передача
вновь созданной приходской общине,
состоявшаяся
вопреки
противодействию
недоброжелателей Православия, стала
одним из знамений церковного возрождения
нашего края. Ныне храм во имя святого
пророка Божия Илии является одним из
духовных центров костромского Заволжья;
совершение богослужений сочетается
здесь с
творением дел
милосердия,
пастырское душепопечение и воссоздание
прерванных в XX столетии традиций
приходской жизни - с трудами на ниве
религиозного образования и просвещения.
Во
все века истории Церкви православный храм
воспринимался верующими как «небо на земле».
Церковная архитектура в зримых формах
воплощает образ Божества и одновременно -
образ мира материального и духовного.
Внешний вид храма, его иконы раскрывают
перед нами путь очищения и возрождения во
Христе человека и всего творения Божия.
Совершаемые в храме богослужения являются
средоточием христианской жизни. В
Таинствах Церкви мы становимся
сопричастниками Божественной благодати, а
сами церковные службы являются для нас
школой христианского просвещения: устраняя
преграды времени и пространства, они ставят
нас в непосредственную близость с
величайшими событиями Евангельской
истории, с трудами и подвигами святых
Божиих угодников. Православный храм есть
место особого, непосредственного
присутствия Господа, что наиболее ярко
открывается нам в служении Божественной
литургии. Само слово «церковь», понимаемое
нами как «Дом Божий», обозначает
одновременно и храм, и собрание верующих, и
всю полноту Вселенского Православия,
объединяемого молитвенным воздыханием к
Богу по Его слову: «Дом Мой домом молитвы
наречется» (Мф. 21, 13).
Празднование
350-летия Ильинского храма побуждает нас
обратиться мыслью и к житию его небесного
покровителя - святого пророка Божия Илии.
Святой пророк Илия, великий муж
ветхозаветного времени, является одним из
наиболее почитаемых русским народом святых.
Первой церковью, построенной в Киеве в Х
веке еще до события Крещения Руси, стал храм
во имя пророка Илии; в его же честь святая
равноапостольная великая княгиня Ольга
после крещения воздвигла церковь на своей
родине в Псковской земле. В образе пророка
Илии нас привлекает его пламенная ревность
о славе Божией, решительность в
противостоянии ложным вероучениям. Сейчас,
когда на канонической территории нашей
Церкви действуют многие неправославные и
даже откровенно антихристианские
религиозные течения и секты, когда
церковное единство (прежде всего на Украине)
нарушается соблазном раскола, жизнь
пророка Илии преподает нам духовный урок - с
какой твердостью и внутренней
убежденностью в правоте истинного
богопочитания верующему человеку следует
отстаивать чистоту и святость Православия.
Однако нужно помнить и о том, что ревность о
церковной истине не должна обращать нас
против конкретных людей - заблуждающихся
или просто еще не открывших для себя
духовное богатство веры Христовой. «Грех
ненавидь, а грешника люби», - учит нас
великий пастырь
Русской земли
святой праведный
Иоанн Кронштадтский, служение которого
на рубеже XIX и XX столетий мы вполне можем
уподобить пророческому. Поэтому каждому из
нас, руководствуясь голосом своей совести и
заветами святых Отцов Церкви, следует
выбирать «царский путь» - ни в чем не
повреждая истинности вероучения, с любовью
и терпением проповедовать Слово Божие
окружающему нас миру как в традиционных
формах, так и используя новые современные
возможности.
Ныне,
вознося под церковными сводами Ильинского
храма благодарственную молитву к Подателю
всех благ - Богу, мы молитвенно уповаем, что
и в грядущие годы эта костромская святыня
будет местом духовного обновления и
возрождения для многих наших сограждан.
Поздравляя
отца настоятеля протоиерея Виталия Шастина,
духовенство, церковнослужителей, прихожан
и всех православных костромичей со
знаменательным юбилеем - 350-летием храма во
имя святого пророка Божия Илии, -
приветствую вас словами, вот уже два
тысячелетия звучащими над миром Божиим:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ
ХРИСТОС!
Благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Небесной Покровительницы Костромской земли, да пребывают со всеми вами!
АЛЕКСАНДР
АРХИЕПИСКОП КОСТРОМСКОЙ И ГАЛИЧСКИЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
4 июня 2002 года
Смотрите также:
Подробное описание юбилейных торжеств